Турист Александр Томилин (Tomi-Aleks)
Александр Томилин
был сегодня 13:04

Размышления вернувшегося из Вьетнама

82 42
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Посещая разные страны, невольно начинаешь заниматься сравнительным анализом. В отличие от прошлого путешествия по Марокко, во Вьетнаме мы не задавались целью посетить много городов. Одна из причин — довольно большая протяженность страны с севера на юг (более 1700 км) и неравномерное размещение городов на протяжении всего маршрута. Я бы даже рискнул назвать Вьетнам негородской страной. Города — это не то, ради чего стоит ехать во Вьетнам. Вся душа этой страны — в сельской местности и, как это ни странно, — в воде. Жизнь вьетнамцев неразрывно связана с водой, так как без нее не растет рис. К тому же со всех сторон страну обнимают воды морей и океанов, в которые впадают многочисленные реки.
Интересно, что перед поездкой во Вьетнам я специально облазил все спортивные магазины, чтобы купить для нас удобные и компактные спасательные жилеты. И путешествие, на самом деле, получилось довольно экстремальным — мы никогда так много не плавали по воде. Сначала в Северном Вьетнаме. С ночевкой на корабле — в заливе Халонг. Затем на лодках — в трех разных местах сквозь пещеры и вдоль плавучей деревни — близ города Нинь Бинь. Вновь на лодках и кораблях по рекам в Хюэ и Хойане в Центральном Вьетнаме. Потом была вода Южного Вьетнама. В дельте Меконга, в городе Кантхо мы провели весь день на лодке, обозревая плавучие рынки и многочисленные каналы, проложенные вдоль рисовых полей. Так что я бы предпочел считать во Вьетнаме не города, а маршруты по водным артериям. Такая вот водная страна.
Ближе к концу путешествия мы на три дня заехали в Камбоджу, вернее будет сказать прилетели. А вот обратно ехали на автобусах — так дешевле. Общий маршрут получился такой: Ханой — Сапа — Ханой — Халонг (автобус) — Нинбинь (такси) — Ханой — Хюэ (самолет) — Дананг — Хойан (автобус) — Дананг (автобус) — Хошимин — Сием Реап (самолет) — Пномпень — Хошимин — Кан Тхо — Хошимин (автобус) — Фукуок — Хошимин (самолет). При этом во многих местах были локальные поездки в пригороды к интересным достопримечательностям.

СРАВНИТЕЛЬНО-ПОГОДНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Вот этот раздел как нельзя больше подходит именно для описания Вьетнама. Слишком разная эта страна, если сравнивать ее север (Ханой), куда мы прилетели из Москвы и юг (Хошимин), откуда мы улетали на родину. Мне пришло в голову сопоставить это с нашими Петербургом и Краснодаром. Причем, сначала мы оказались именно в зиме на севере страны. Контраст, на самом деле, очень ощутим.
Мы отчасти пожалели, что оказались в Северном Вьетнаме далеко не в лучшее время. Чудесное по своим летним красотам горное местечко Сапа наградило нас низкой температурой, туманами и таким мощным проливным дождем, не прекращающимся в течение дня, что мы вынуждены были ретироваться из него в абсолютно мокром состоянии. Жаль я мало пофотографировал хмонгов, ради которых мы туда приехали. Но похоже сами хмонги были не рады такому потопу, льющемуся с неба и не вылезали из своих жилищ. Мы, выполнили лишь часть намеченной программы, проведя пол-дня в горной деревушке Кат-Кат. Мокрые с ног до головы (не помогли даже дождевики и зонты) мы ретировались обратно в Ханой. Воскресный рынок в Бакхе с его дождливой грязью и толпами местных колоритных жителей, продающих друг другу все что только можно, включая быков, остался нами не посещенным. Эх, а ради этого мы туда ехали всю ночь именно в выходные! Но, как знать — порой здоровье дороже. А ночевать мокрыми в ледяной гостинице — удовольствие не большое.
Уникальная бухта Халонг — туристическая жемчужина севера страны — тоже не порадовала своей хмурой погодой. Благо, дождя там не было. И за это — спасибо! Потом был Нинь Бинь с плаванием на лодках. И вновь хмурое небо и довольно серые пейзажи.
Теперь о центре страны. Там уже намного теплее. Но все равно в декабре — довольно хмуро. Если Хюэ встретил нас слабым дождем и свинцовым небом, то Хойан порадовал, наконец то, солнечной погодой. Благо, здесь уже в куртках мы не ходили. И наконец-то увидели голубое небо с облаками — было живописно!
Юг страны — совсем другое дело. В Хошимине и Кан Тхо в декабре очень тепло и комфортно. А больше всего погода понравилась в Камбодже, куда мы заезжали на три дня. В общем, Вьетнам — довольно разноплановая страна, как по погоде, так и по пейзажам и культуре. Север — просоциалистический. Юг — американизированный. Хотя сейчас все перемешалось. Но внешний облик городов сильно отличается. Мне больше понравился более аутентичный север, с его французским налетом, чем юг. Но это дело вкуса. И, попади мы в страну не в декабре, а летом, думаю, северная более гористая часть страны, мне бы пришлась больше по душе. особенно, учитывая ее природные красоты.

ЭТНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Вьетнамцы. Пытаясь нарисовать портрет жителей этой страны, в первую очередь, надо упомянуть, что все вьеты — очень низкорослый народ. Мы шутили, что побывали в стране пигмеев. Никогда не забуду, как в одном из местных автобусов, следующем из Хюэ в Дананг, кондукторша умудрилась запихать в свободное пространство между сиденьями 26 вьетнамцев. Я сам их лично пересчитывал по мере утрамбовки. Это было нечто. Они сидели плотными рядами на скамеечках и при этом еще дышали в свои маски. Надо было видеть, каким взглядом эта кондукторша испепеляла толстых иностранцев, занявших со своими рюкзаками самые злачные последние места в салоне. Как раз на место одного иностранца с рюкзаками полезло бы еще по три вьетнамца-пигмея. Столько бабла утекло мимо…
Исходя из габаритов местного населения в стране вы часто будете видеть низкие столы и скамеечки, на которых вьеты кушают в кафешках вдоль обочин дорог. Все домики в стране — очень маленькие и, что мне очень понравилось, — аккуратные. В отличие от неоштукатуренных строений марокканцев и индийцев. А громоздким авто вьеты предпочитают юркие и миниатюрные мотоциклы.
Каков характер вьетов? Наверно, все-таки дружелюбный. Они часто улыбаются. Сфера обслуживания — как раз создана для них. У них это хорошо получается. Невольно сравниваю с марокканцами, с которыми чувствуешь себя довольно напряженно. Хотя неверно будет утверждать, что вьетнамец — твой лучший друг. Он может быть и очень хитрым другом, который не моргнув глазом, обсчитает тебя или подсунет тебе товар похуже. Но меня удивило, что в конфликтах вьеты не агрессивны. За всю поездку по стране со мной несколько раз случались взрывы ярости, в основном вызванные различными денежными махинациями. Вьеты при этом встают в защитную позу и выжидают, когда порыв ярости иностранца сойдет на нет. Думаю, я не один такой, психом я себя далеко не считаю. Важная черта характера вьетнамцев — терпение. Перенесший столько войн народ научился стойко выносить все невзгоды, включая непогоду и тяжелый труд. Чего только стоит посадка риса — по колено в грязи и воде.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

К туристам вьеты относятся, как к выгодной неизбежности. Полностью во вкус, как жители камбоджийского Сием Реапа, они еще не вошли. Там ситуация намного плачевнее и камбоджийцы уже поражены насквозь болезнью под названием «долларомания», и уже не признают своих денег. Вьеты пока только учатся общению с иностранцами, ведь большой поток туристов в страну хлынул лишь в последние годы. Так что «хау матч» и «уан доллар» скоро и здесь станут частью местного языка.
У вьетнамских северян с инглишем — ну просто беда. Они в нем совсем ни бум-бума. В этом они недалеко ушли от самодостаточных китайцев. Но здесь причина несколько иная — это железный занавес социалистического севера, где все западное было враждебным, а СССР — был лучшим другом. Мы неожиданно встретили утром у озера Хоан Кием в центре Ханоя вьетнамку-физкультурницу, которая работала некогда на швейной фабрике в Новосибирске. Каким ветром ее туда занесло, я не запомнил, но она долго шла за нами и все время твердила с эйфорической улыбкой, что «оцень колосе запомнила наш снег». Благо, в Ханое его не бывает. И я рад за них.
На юге ситуация намного лучше, но только в Хошимине, где кое-кто кое-как может изъясняться. Впрочем, к таксистам это не относится. Не хотят они языки учить и этим меня сильно раздражают. Была у меня с собой книжечка с картинками — своего рода универсальный разговорник. Но и он не сильно помогал. Короче, главным языком во всем Вьетнаме для вас будет язык жестов. Самый, кстати, понятный!
Могу еще добавить, что вы встретите во Вьетнаме молодых людей, прекрасно владеющих языком. Они работают в турофисах, на ресепшенах отелей, в ресторанах и в кассах аэропортов. Так что вьеты — способный народ, когда захотят. Правильно говорят, учите языки — вам легче будет найти хорошую работу!

ТРАНСПОРТНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Очень актуальный раздел, касающийся этой страны. Увы, но я хочу заявить, что Вьетнам — не совсем удобная для самостоятельного туризма страна. И, во многом, причина тому — не совсем совершенная система транспортного сообщения. Это не означает, что в стране мало транспорта — его как раз очень много. Но для иностранных туристов он пока не очень адаптирован. Вы можете попасть в какой-нибудь местный автобус, который будет преодолевать сто километров за пять часов, останавливаясь на каждом углу. И расстояния между сиденьями там будут — как раз для пигмеев. Очень не хватает надписей на английском, только местные каракули везде: хоть и латиница, но все равно произносится совсем не так, как пишется. И если вы прочитаете название маршрута на автобусе вьетнамцу, он посмотрит на вас в недоумении. На автовокзалах — аналогичная ситуация. Мы с трудом жестами находили нужную кассу. Благо всегда находились отзывчивые местные жители.
В городах ситуацию спасают вездесущие такси, на которых вполне рентабельно ездить по счетчику, тем более, что во многих городах общественный транспорт почти отсутствует. Только на разных такси не одинаковая оплата за каждый километр — обычно это указывается прямо на дверях машины. Тут уж выбирать вам. Мы выбирали машины размерами поскромнее. В Ханое это такси марки KIA — в них ездить дешевле всего. А вот в Хошимине, на юге, проамериканские таксисты довольно хамовитые, и не очень любят ездить по счетчику.
В целом хочу сказать, что лишь на самолетах во Вьетнаме перемещаться очень комфортно. В стране три своих авиакомпании, и уровень их обслуживания мне очень понравился. А вот дороги там — не очень. Проблему усугубляют вездесущие мотоциклисты, которые лезут прямо под колеса любой легковушки или автобуса. Из-за этого водители все время вынуждены сигналить. Можете представить себе, какая какофония царит в больших городах. К тому же местные жители любят перевозить на мотоциклах все мыслимое и немыслимое, вплоть до шкафов, тушек хряков, которых они везут на рынок. Едет по дороге эдакая конструкция, из-под которой водителя даже не видно. ДТП там не редки. И что меня удивило, у них на стендах в профилактических целях вывешивают фото с самыми кровавыми подробностями аварий. Я такого натурализма нигде больше не видел. Недаром Вьетнам — страна, способная удивлять. Это — ценное качество для туриста. И оно меня порадовало. Я даже завел в блокноте список под названием «Чем меня удивил Вьетнам». А по телеку у них видел передачу, где показывали фото самых интересных мотоциклетных перевозок. Иногда на одном мотоцикле они пытаются ехать вчетвером. И почти всегда возят детей, прямо с рождения. Короче, я придумал афоризм: «Вьетнамец рождается в каске и в маске». Нам тоже довелось проехать несколько раз в качестве пассажиров на мотоциклах на севере страны. Это был экстрим. Жена курила на ходу, а я пытался фотографировать, держась одной рукой за вьета, сидящего за рулем байка.
А еще на юге Вьетнама вы можете воспользоваться водным транспортом. В этом вам помогут наши советского производства «ракеты» и «метеоры» на подводных крыльях, курсирующие по многочисленным притокам дельты Меконга. И, кстати, довольно быстро они курсируют — сопоставимо со скоростью автобусов, но по цене, увы, раза в три дороже…

ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Вы проголодались? Вот тут, если вы самостоятельный путешественник, вас поджидает еще одна сложность. Языка ведь почти никто не знает. а на пальцах объяснить, что вы хотите суп фо, — не каждый поймет. Вот этот самый суп — хит вьетнамской кухни — мы ели на протяжении всего путешествия. Не будем ничего усложнять — это всего лишь суп-лапша с курицей или говядиной, посыпанная всякими травами. Хотя очень хорошо, если бульон будет наваристым. Чаще — наоборот. Вам дадут маловкусную субстанцию с рисовой лапшой, в которую вы должны запихать определенное количество специй по своему вкусу, включая непременный атрибут вьетнамской кухни — лайм, который вы выдавливаете сами. Порадовало, что вьетнамцы все-таки знают, что такое кетчуп, хотя он у них чаще термоядерный — с перцем чили.
А вот что удивило, что они трескают этот суп без хлеба. Я сначала все время требовал у них «бред», так как не привык есть суп без хлеба. Они лишь разводили руками и хлопали глазами. Потом выяснилось, что им привычнее другое название «багет» — это наследие французов. Ведь страна долго была в роли колонии Франции. Благо, от французов вьетнамцы нахватались много чего в плане эстетики и искусства. Так вот этих багетов часто тоже найти трудно.
Вообще, у них в магазинах почти не продают хлеб. Видимо, рисовая лапша заменяет им хлеб с лихвой. Скорее всего по этой же причине вам никогда не доведется увидеть жирного вьетнамца, подобного гамбургеровым америкосам, поедающим с детства фаст фуд. Вьетнамский фаст фуд — это макашники вдоль дорог, на ходу продающие с тележек что-нибудь съестное. И вьетнамцы обычно едят именно вдоль дорог, уткнувшись носом и палочками в глубокие чашки с лапшой. Интересно было наблюдать, особенно на юге, как вокруг столов в кафешках вместо стульев были развешаны гамаки. Словно предлагалось покушать лежа.
Надо отметить, что вьетнамцы все-таки — довольно чистоплотный народ. В городах у них чисто. Они все время что-то метут и чистят. Никаких желудочных расстройств за двадцать дней у нас не наблюдалось. Хотя мы на свой страх и риск часто ели где-нибудь на рынках, сидя бок о бок с местными жителями. Это — всегда дешевле, чем есть втридорога в кафе. И радовало, что во Вьетнаме никого не удивляет, что ты не умеешь пользоваться палочками для еды. Везде есть в наличии ложки.
И последний штрих-наблюдение. Вас мучает жажда. Не желаете ли отведать приторно сладкого молока? Именно таким его любят употреблять вьеты. Меня это сильно удивило, и я всегда старался отыскать на пачках надпись «Ноу свит». Видимо, у каждого народа свои причуды…

ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Самым дорогим в путешествии во Вьетнам является авиа-перелет из Москвы. Мы покупали билеты от Аэрофлота за неделю до отлета за 52 тысячи на двоих туда (в Ханой) и обратно (из Хошимина). Если учесть, что лететь туда 10 часов и это регулярный рейс, то цена вполне оправданна. Хотя всем понятно, что это — дорого. Для нас это получилось — третья часть всех расходов на трехнедельное путешествие. Кроме того у нас было 5 внутренних перелетов по довольно дешевой цене. Ханой-Дананг, Дананг-Хошимин, Хошимин-Сием Реап, Хошимин-Фукуок, Фукуок-Хошимин.
Вьетнамцы — практичный народ. И деньги у них пластиковые. Металлических монет практически нет. Доллар меняется в среднем на 20 тысяч местных донгов. Все купюры будут с тысячами, и к этому довольно быстро привыкаешь. У нас тоже такое было, потом просто убрали нули. У вьетнамцев их оставили. Главное в них не запутаться и не спутать купюры. Разменяв сто баксов, вы становитесь обладателем более чем двух миллионов донгов. Но миллионером вы будете совсем не долго — деньги здесь летят молниеносно. Я не очень-то почувствовал на себе, что Вьетнам — дешевая страна. При покупке чего-то уступают здесь очень мало — вьеты очень прижимистый народ.
Никаких туров на этот раз мы не брали, и не были привязаны к определенному городу с его отелем. Все решалось на ходу по примерно разработанному плану. Автобусные переезды Ханой-Сапа-Ханой, Ниньбинь-Ханой, Хюэ-Дананг, Дананг-Хойан, Сием-Реап — Пномпень, Пномпень-Хошимин, Хошимин-Кантхо-Хошимин. Всего я насчитал девять автобусных переездов, которые обошлись нам довольно дешево. Самые дешевые билеты стоили 5 долларов на человека, самые дорогие — 15 долларов — в Сапу. В общем, автобусами ездить было выгодно с финансовой точки зрения, но очень долго по времени.
Зато на самолете, заплатив 120–200 баксов на двоих, ты за час с комфортом преодолеваешь 700 км. Но надо учитывать, что аэропорты есть далеко не везде. Один раз мы проехали из города в город на такси (Из Ха Лонга в Нинь Бинь) за 70 долларов. К этому способу мы обычно прибегаем в каждом путешествии в тех случаях, когда других вариантов уже нет. Понятно, что междугородний переезд на такси — удовольствие всегда дорогое.
В общем, транспорт — основная статья расходов в путешествии во Вьетнам. Питание обходилось нам намного дешевле. Мы ели два раза в день. Но все равно, подсчитывая позже расходы, я пришел к выводу, что на двоих в день у нас уходило не меньше ста долларов на все расходы, включая оплату за разные экскурсии. Они — прямо скажу — не дешевые.
Отели — еще одна финансовоемкая часть путешествия. Хотя во Вьетнаме, как нигде отели оказались дешевыми. Мы не раз останавливались на ночь за 10 долларов на двоих. Самые дорогие отели были на острове Фукуок (от 50 долларов) и в крупных Ханое-Хошимине. Приличный отель там стоит от 20 долларов. Но мы брали пару раз и за 40.
Кроме того, мы привезли довольно много сувениров. Я от себя такого не ожидал, но у вьетнамцев очень красивые картины лубочного типа, нарисованные на черных лакированных досках или тарелках. Вот их мы и накупили немеряно. В общем, весь бюджет 21-дневной поездки — чуть больше 150 тысяч на двоих.

ПРОЖИВАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Я уже отметил, что отели во Вьетнаме дешевые. Их много и на любой вкус. Порадовало, что постельное белье практически везде было белое, в отличие от Индии, в которой оно серого цвета. Ведь индийцы часто стирают белье в реках. Вьеты в этом отношении — цивилизованнее. отдельных душевых в скромных отелях нет: обычно унитаз стоит, а над ним висит шланг с электронагревателем. Удивила такая деталь, как отдельный подмывочный шланг - у нас такое совсем не практикуется. В общем, часто было все дешево и сердито, но главное - практично. Почти во всех отелях на ресепшене хоть немного, но знают английский. Что очень удобно - в любом отеле вы можете заказать билеты на автобус, авиа, любую экскурсию. С вас только снимут небольшую мзду. Но все делается очень оперативно. Так что Вьетнам, на мой взгляд, еще раскрутится в плане туризма и переплюнет Таиланд. Отели там явно не простаивают, а часто заполнены до отказа, особенно дешевые. Расплачивались мы как местными донгами, так и долларами. Но сдачу при этом давали опять же в донгах, причем по невыгодному для нас курсу. В любом населенном пункте, имеющем отношение к туризму, следует искать туристический район, и чаще всего он расположен у местного рынка. Вот только таксисту часто сложно объяснить, куда вам надо ехать. Лучше всего четко запоминать название района, а еще лучше — записать его на бумаге прямо латиницей. Срабатывает на все сто. Произношение у вьетов и у нас совсем разное, и они совсем не понимают произнесенные нами местные названия. Две ночи мы провели в слипинг-басах. Мне они очень понравились. Нашим бы предпринимателям поучиться у вьетов, как создавать туристам комфортные условия в дороге. Остальные ночи — это где-то 17 ночей — в разных отелях в 12 местах двух стран.
Тараканов в отелях нигде не было. Лишь на Фукуоке в коридорах отеля ползали тараканы-мутанты размерами в 10 раз больше наших прусаков. Это было прикольно. Но в номерах отелей я этих созданий не наблюдал.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Мой вам дружеский совет: не суйтесь вы зимой в Северный Вьетнам, если хотите плодотворно пофотографировать. Не очень он порадует вас своей погодой и пейзажами. Говорю это, как фотограф, хотя туманы, порой, весьма живописны. Но серое небо меня всегда убивает! Рисовые поля в это время года там отдыхают, яркой зелени мало. Хорошо хоть снега нет — и за это спасибо! Температура опускается ночью до +5–10. По меркам Вьетнама — это очень холодно.
С точки зрения фотогеничности в декабре мне больше всего понравились Хойан — маленький город в центре Вьетнама и Пномпень — столица Камбоджи. В обоих этих местах было удивительно красивое синее небо. Почти все другие места погодой не радовали. Хотя говорят, что солнце не только лучший друг фотографии, но и ее враг. Снимать на солнце в полдень категорически не рекомендуется. В общем, по мере обработки фотографий из Вьетнама, я выясню до конца, насколько фотогеничен туманный север страны. С такой ситуацией мы уже сталкивались в Пекине, куда ездили в августе — там как раз был сезон дождей и туманов.
Вот что откровенно радует в странах Юго-восточной Азии — это дружелюбное отношение к фотографам со стороны местного населения. Вьетнамцы абсолютно не против, если вы будете фотографировать даже их маленьких детей. Сразу с содроганием вспоминаю Марокко, где я снимал людей много, но с большим трудом. Вьеты никогда не будут кричать, если вы направите на них камеру, разве что иногда могут отвернуться. Нередко они смущенно улыбаются, увидев интерес к своей персоне.
Я никогда не относил себя в фотографам-пейзажистам, но вот во Вьетнам как раз стоит ездить за пейзажами. Но надо десять раз проверить, какая погода вас ожидает в том месте, куда вы направляетесь. Идеальным все-таки я считаю время, когда все цветет. Думаю, во Вьетнаме это весеннее время — где-то апрель—май. И уж лето, в любом случае, предпочтительнее зимы с фотографической точки зрения.

ПОСТСКРИПТУМ

В целом, считаю, что путешествие у нас удалось. Хотя повторю, что по сложности оно было труднее таких же самостоятельных поездок в Индию и Марокко. И мы разумно решили вопрос с отпуском, выделив на поездку ровно три недели. Двух недель для Вьетнама явно мало. Мы ведь даже не посетили юг центральной части страны с городами Нячанг-Фантьет-Муйне-Далат. Зато побывали в Камбодже. Из путешествия внезапно выпал Лаос — из-за отсутствия билетов на нужное нам число. Там мы хотели посетить Луангпрабанг и Вьентьян. Заранее я из принципа билетов не покупаю, потому что бывают непредвиденные изменения намеченного, как получилось с дождливой Сапой. Но объять три страны за одну поездку — сложновато.
Сложность Вьетнама обусловлена еще тем, что многие красивые места расположены далеко от столиц севера и юга. На севере: Сапа — более 300 км. Халонг и Нинь Бинь — более 100 км. И все это с возвратом обратно в Ханой. Вот эти возвраты, на которые тратится драгоценное время, напрягали меня больше всего. На юге: в дельту Меконга приходится ехать опять же с возвратом в Хошимин, так как оттуда на остров Фукуок, где мы провели в тропическом раю последние 5 дней, попасть сложно. Проще — их Хошимина — на самолете. В общем, страна довольно разбросанная географически, и к составлению маршрута по ней надо подходить с особой тщательностью.
В целом страна мне понравилась. Там есть что посмотреть. И, самое главное, Вьетнам не похож на другие страны. У него есть свое лицо. Он не теряется даже на фоне мощного северного соседа — Китая. Я рад, что мы за два неполных года посетили друг за другом такие непохожие страны, как Китай, Индия, Марокко, Вьетнам. Наверно, принцип непохожести будет в дальнейшем для меня решающим при выборе новой страны для путешествия. две соседние страны друг за другом я бы посещать не стал. А теперь вдруг отчетливо почувствовал, что для контраста пора отправиться в следующий отпуск в Европу!

Цикл материалов "ВЬЕТНАМ-2013"

  1. Размышления вернувшегося из Вьетнама
  2. Плюсы и минусы путешествия во Вьетнам
  3. В паутине тридцати шести торговых улиц (Вьетнам, Ханой)
  4. Первое знакомство с северной столицей (Вьетнам, Ханой)
  5. Парадоксы истории мирной страны (Вьетнам, Ханой)
  6. Сдержанный колорит северной столицы (Вьетнам, Ханой)
  7. Город пагод и черепах с мечом (Вьетнам, Ханой)
  8. Будни простой рабочей улочки (Вьетнам, Ханой)
  9. О здоровом духе и дорожном хаосе (Вьетнам, Ханой)
  10. И в воздух чепчики бросали (Вьетнам, Ханой)
  11. Традиции Конфуция в Храме Литературы (Вьетнам, Ханой)
  12. Вояж под ливнем на самый Север страны (Вьетнам, Сапа)
  13. В высокогорной деревне Кат-Кат (Вьетнам, Сапа)
  14. Под дождем - к водопаду Тиен Са (Вьетнам, Сапа)
  15. Порция искусства по пути в бухту (Вьетнам, Халонг)
  16. Встреча с знаменитой туманной бухтой (Вьетнам, Халонг)
  17. Светопредставление в пещере Хан Сунг Сот (Вьетнам, Халонг)
  18. Жизнь среди драконов в плавучих домах (Вьетнам, Халонг)
  19. Жизнь на воде в дельте Меконга (Вьетнам, Кантхо)
  20. По реке Хуу - к плавучим рынкам (Вьетнам, Кантхо)
  21. Западная метрополия на реке Хуу (Вьетнам, Кантхо)

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

11800 – карма
Позиция в рейтинге – 39
Комментарии