Турист Александр Томилин (Tomi-Aleks)
Александр Томилин
был сегодня 0:09

Первые впечатления вернувшегося из Марокко

33 35

Ну, вот. Завершилось наше путешествие в Марокко. Можно подвести первые итоги. По мере дальнейшего переваривания материала откроется много разных интересных нюансов, а пока — просто сел и изложил поток мыслей, роящихся в голове путешественника, только что переступившего порог дома.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Мы побывали в 23 разных местах страны, преодолев где-то 3000 км. Почему я говорю «местах», потому что под слово город не подпадают такие объекты, как отдельно стоящая в пустыне большая город-крепость Айт-Бен-Хадду» или пляж Легзира с гигантскими арками, нависающими над берегом у кромки океана. Или развалины древнеримского города Волюбилиса, которые так удивляют, когда видишь их посреди гор и пустыни…
В общем, по количеству посещенных мест это путешествие оказалось очень похожим на индийское. Разве что расстояния в Индии намного больше, так как сама страна в разы больше, и там приходилось летать на самолете. С юга на север — из Агадира в Танжер — мы с легкостью на автобусах короткими переездами преодолели расстояние — 880 км. (Для сравнения от Воронежа, где мы живем, до Москвы расстояние — 600 км и ехать на автобусе — просто невыносимо нудно и долго. Назад в Воронеж мы ехали почти 10 часов). На этом участке, на побережье Атлантического океана, мы посетили 12 разных мест. Это, фактически, почти вся страна с юга на север, и — основная часть всего путешествия. Города и городки на протяжении этого отрезка путешествия так или иначе испытали на себе влияние европейских стран-колонизаторов: Португалии, Испании, Франции. След они оставили очень существенный. Где-то нас называли мсье и мадам, а где-то жену пару раз назвали донной, а меня — мистером.
Все остальные места и города нашего путешествия были расположены в глубине страны, и связаны больше с горами и пустыней, чем с морем. Во всех районах, расположенных далеко от побережья, путешествовать сложнее и дороже, тоже самое касается горных мест. Так что вторая часть пути отняла у нас намного больше средств и сил, чем первая — европеизированная, где все просто и легко…

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Даже не знаю, какая часть путешествия произвела на меня большее впечатление. Обе части — слишком разные, и вообще, страна, несмотря на свои небольшие размеры, имеет регионы с природными условиями всех типов — от холодного океанского побережья до знойной степи и пустыни. Здесь мы увидели все растения: от пальм до гигантских кактусов. И, конечно, приятное впечатление осталось от районов страны, прилегающих к горам, коих в Марокко — в изобилии. Самый приятный след в памяти оставило шатание в ущелье рядом с Шефшауэном и велопробег по интересному ландшафту с фантастическими нагромождениями разноцветных скал рядом с Тафраутом. Запомнилось еще, как мы обозревали с гор прибрежный древний Сафи или столицу испанского Марокко — Тетуан. Также с высоты мы смотрели на марокканскую мекку — Мулай-Идрис или французский Танжер, раскинувшийся у Гибралтара. Мне пришло в голову, что это очень по-мароккански — залезть на гору и обозревать весь город, ведь в стране много гор. Вспоминается строка из БГ — «Сидя на красивом холме».
Конечно, нельзя не вспомнить о второй по величине мечети мира — в Касабланке. О киностудиях в пустыне рядом с Варзаатом, где американцы снимали «Астерикса и Обеликса», «Бен Гур», «Гладиатор». Уникальные португальские крепости вдоль побережья Атлантики. Порты, где сотни моряков корпят над добычей и обработкой сардин, и тысячи пузатых чаек, кружащих над берегом. Километровые старинные мусульманские кладбища и уникальные по своему устройству медины, каждая из которых, как модель города в миниатюре — со своей стеной и воротами. Короче, в одной стране можно увидеть столько разнообразия. Недаром американцы так любят снимать фильмы именно в этой стране. Побывав в Марокко, вы как будто побывали одновременно на юге Европы и на севере Африки, охватив культуры и национальные особенности доброго десятка стран…

ЭТНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Что я могу сказать о марокканцах? Народ они в отношении туристов — доброжелательный и в целом — не агрессивный, скорее — любопытствующий. Хотя мы много раз видели местные разборки, в которых раздавались жуткие крики и разнимали сцепившихся. Для страны, которая живет туризмом, видимо, это — норма. К тому же — европейцы оставили слишком большой след в истории этой страны, это сказалось и на устройстве городов, и на поведении людей. Здесь все-таки привыкли видеть иностранцев, хотя часто ощущалось висящее в воздухе напряжение, когда мы попадали в районы, где редко видят туристов. Прямой агрессии в свой адрес — не увидели ни разу. Пару раз мальчишки бросали в нас камни. Ну, и приставалы-попрошайки — это особенность всех бедных стран. Никуда от этого не денешься. А Марокко — именно бедная страна. На любого европейца здесь смотрят, как на ходячий кошелек с дирхамами, как будто мы эти дирхамы рожаем каждый день. Увидев нас, многие сразу протягивали руку, приговаривая «мадам, месье». Вас практически везде будут с любопытством разглядывать со всех сторон, причем взгляды буду далеко не добрыми. Вот это последнее меня сильно напрягало. Марокканцы не очень часто улыбаются. Чаще смотрят на тебя исподлобья…
Местный язык — довольно своеобразный — он какой-то быстрый, они как будто тороторят все время. И разговаривают при этом всегда громко, особенно в автобусах. Хорошо известное мне по Средней Азии «салям алейкум» и здесь означает тоже самое. Ну, а «бисмилла и рахман рахим» — это просто — святое. Садишься в такси — смело говори эту фразу, водителю понравится. А еще часто можно слышать — «иншалла» — на все воля Аллаха. Удивляясь они будут говорить: «вах-вах-вах» и разводить руками. Благо, не мотать головой из стороны в сторону, как индийцы…

ЯЗЫКОВЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Инглиш, который так может пригодиться в других странах, в Марокко — как собаке пятая нога. Таксисты часто не знали даже двух слов на французском, а это — почти государственный язык Марокко. Приходилось общаться жестами и рисовать картинки в блокноте. Вспомнил даже про разговорник в картинках, который брал с собой в Китай. Зря я его не взял в Марокко, — вот где бы он пригодился лучшим образом. В любом случае, три фразы на французском: се комбьен (сколько стоит), мерси (спасибо) и бонжур (здравствуйте), — это минимальный словарный запас путешественника по Марокко. Я умел считать по-французски до семи, но мне это не пригодилось, впрочем, как и разговорник, который мы таскали с собой. Язык жестов — самый уникальный и универсальный. Я просто загибал пальцы — срабатывало отлично. В ответ на фразу «хау мач?», столь распространенную в странах Индокитая, здесь на вас просто тупо будут смотреть, как баран на новые ворота. А протянутый калькулятор, на котором китайцы так ловко набирают сумму покупки, марокканский продавец будет тупо вертеть в руках и удивляться, почему вы протягиваете ему нули, вы что платить не хотите…

ТРАНСПОРТНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Надо сказать, что Марокко — удивительно располагающая к туризму страна, — путешествовать по ней легко и приятно. Сеть автобусного сообщения пронизывает практически все места на карте. В любом, самом дальнем местечке, мы всегда могли найти ночлег и пищу, причем в двух шагах от автовокзала, который везде называется по французски gare routiere (а вокзал — просто gare). Инфраструктура туризма развита прекрасно. Мы за время путешествия пользовались 18 раз услугами междугородних автобусов, 3–4 раза — гранд-такси (мерседесы, используемые марокканцами в пригородных поездках на 30–100 км.). Поездом воспользовались лишь один раз — при переезде из Мекнеса в Марракеш. О чем я пожалел — дороже, чем на автобусе и грязные окна — снимать что-то из них сложно. Я вообще не любитель поездов…
Практически в каждом городе ездили на местных городских петит-такси. Чаще всего это малолитражки французского производства. В каждом городе такси — своего цвета. Если платить за них по счетчику, это — сущие копейки. Представьте, что в своем городе вы бы заплатили, доехав до автовокзала из пригорода 50–80 рублей. Поэтому обычно что-то даешь сверху, а то — как-то неудобно даже. Исключение составляют большие город, типа Касабланки, где водители очень наглые, и не хотят ездить по счетчику…
Очередей я не видел за все путешествие ни разу. Только в Москве — на Павелецком вокзале, который меня убил наповал своей неорганизованностью. Это — просто жуть, и такой контраст после приезда из далеко не супер развитой страны. Что-то Москва деградирует с каждым годом все больше… В Марокко стоило нам только подойти к входу в любой автовокзал, как бравые пареньки отводили нас к нужному автобусу, на ходу выписывался билет, и мы уже сидели в достаточно удобных условиях. Без проволочек, нервотрепки. А парни имели при этом чаевые — 5 дирхамов (18–20 рублей). И всем хорошо. При этом вам еще пройдут предложат воду и еще что-нибудь съестное…

ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Надо сказать, что пища в Марокко довольно дешевая, и это даже при том, что туристам ее продают чуть дороже, чем местным жителям. Как непритязательные туристы, мы питались «подножным кормом», покупая что-то по пути следования в различных лавочках. Апельсины здесь стоят копейки, что-то типа 5 рублей за одну штуку. Кило отборной крупной клубники, купленной на рынке городка Асила, обошелся в 10 дирхамов (37–40 рублей). В отличие от Индии, здесь мы сразу поняли, что вполне можно покупать еду, которую едят местные, в лавочках. В основном, это лепешки и всякие слойки с картофельно-чесночной начинкой. Острого они почти не едят. Рацион у них довольно скромный. Пару-тройку раз пробовали таджин — коронное блюдо марокканской кухни. особого удовольствия я не испытал. Мне больше понравилась традиционная жареная курица.
Сытные местные лепешки, которые мы с удовольствием покупали в течение всей поездки, стоят 2–3 дирхама (7–10 рублей). Добавляли к ней пару бананов, апельсин и колу, — и ты сыт на пол-дня. Удобно заворачивать банан в лепешку. Хочешь мяса — везде можно купить курицу-гриль или шашлык, мясо для которого ты выбираешь сам, а потом его несут жарить не на шампурах, а в специальной решетке с ручкой. Вот мясо у них чуть дороже. Часто они жарят фарш, но такой вариант я терпеть не могу.
Типичный обед выглядит примерно так: пол-курицы, картошка и пара салатов, плюс напитки. Все это — за 80 дирхамов (примерно 300 рублей на двоих). Один раз в Варзазате целая курица, лепешка, три салата и три колы, — обошлись нам всего в 120 дирхамов (450 рублей). Это с учетом того, что мы ели втроем — угощали одного местного нигера, который показал дорогу к ресторану. Были и «разводы» с едой, о которых я расскажу в заметках о моих ошибках в Марокко. Но у нас ни разу не было никаких расстройств, к чему очень склонна моя жена. Вся пища в Марокко — довольно качественная, а если она испортилась, на жаре это сразу видно. Воду всю пили, конечно, только из купленных бутылок. И она, в принципе, не дорогая. Стоит еще сказать, что мароканцы ну очень большие любители обманывать на деньги, особенно при покупке еды. Цены ведь нигде не указаны. Как при этом не обмануть тупого иностранца. Фотографироваться Коран им не велит, а обманывать иностранцев — это пож-ж-ж-жалуйста! Странный народ…

ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Мы взяли пакетный тур bed and breakfast в Агадире на 18 дней в самый дешевый отель «Мархаба» за 24 тысячи с перелетом — на двоих. Кроме расходов на тур у нас на все путешествие ушло еще около двух тысяч долларов, из которых половина расходов — это плата за остановки на ночь в отелях разных городов. Стоимость скромных отелей, в которых мы останавливались, была — 150–500 дирхамов (550–1850 рублей). Плюс — расходы на транспорт. Автобусы в Марокко очень дешевые. Между городами можно проехать всего за 20–40 дирхамов (75–150 рублей). Это огромный плюс путешествия. А расстояния, как я уже сказал, очень доступные, — города расположены близко друг от друга…
Чаевые приходилось давать почти всюду, причем хотелось самим отблагодарить тех, кто показал тебе дорогу в городе или привел к автобусу. Ну, и таксистам всегда переплачивали. В среднем это 2–5 дирхамов (7–15 рублей). Довольно редко — 10 дирхамов (37–40 рублей) за более серьезные услуги. Гиды в городах — особая тема, — они всегда хотят, чтобы им заплатили много. Пришлось один раз отдать за два часа 200 дирхамов в Фесе (650 рублей), — это за то, чтобы не заблудиться в городе. Ну, и пару раз мы заплатили более скромные суммы — в Сале, Тарудане. Оказывается, намного выгоднее заплатить человеку, чтобы он тебя провел по логичному маршруту, чем блуждать по катакомбам, заходя все время в тупики.
Сувениры в Марокко, в принципе, недорогие. Можно было обойтись и без них, но так хочется привезти частичку яркой страны, где побывал, в свой дом. Поэтому я позволил себе немного злоупотребить этой статьей расходов. Обычно я в плане сувениров довольно сдержан. Мы вполне могли обойтись и одной тысячей баксов, это был бы очень скромный вариант с самыми дешевыми отелями и без ресторанов. Хотя мы в них были-то всего пару-тройку раз. Ну, и еще можно сэкономить на гранд такси, попытавшись добираться до разных мест только на автобусе — это в разы сэкономит любой бюджет: автобусное сообщение очень дешевое. К примеру, мы приехали в Воллюбилис — развалины древнеримского города в 30 км от Мекнеса — на такси за 240 дирхамов, а обратно нас довез автобус, регулярно курсирующий из Мулай-Идриса, стоимость которого смехотворная — 6 дирхамов за двоих (20 рублей). Мы дали 10 дирхамов водителю на чай, и он был счастлив… А вот поездка на такси в последние дни в удаленный Тафраут, с заездом на очень отдаленный пляж Легзира и ночевкой в отеле, обошлась нам в 2300 дирхамов, — это уже очень солидные деньги (около 9 тыс рублей). Но это, надо признаться, стоило того, и время сэкономили. Представляю, во сколько обошлось бы нам все путешествие, если бы мы ездили из города в город только на такси…

ПРОЖИВАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Я знал, что в отеле мы проведем лишь пару ночей, а все остальное время будем путешествовать по стране. Эту схему мы уже отработали в Гоа. Кстати, отельчик очень даже неплохой, если не брать во внимание, что в нем шел ремонт территории и бассейна. Отели, в которых мы останавливались по пути следования, были дешевыми. Часто это были риады — типично восточные гостиницы, в которых все комнаты располагаются по квадрату, а в середине — высокий проем на все этажи и крыша с витражом. Мы лишь два раза пожили в дорогих отелях — в Касабланке и Мекнесе, и решили, что не стоит выбрасывать деньги за прекрасную сантехнику и супер чистое постельное белье. Лучше истратить их на фрукты и сувениры. Просто была середина поездки и хотелось немного расслабиться.
Надо отдать должное: мусульмане Марокко — довольно аккуратные люди, даже если сравнивать с индийцами. Постельное белье было хоть и не идеальное, но не такое грязное, как в Индии. Единственно, комнаты почти во всех отелях темные, — освещение оставляет желать лучшего. Это восточная особенность — свет везде приглушенный. Полотенец в отелях часто не бывает, поэтому стоит возить с собой свое. Таракана большого черного видел лишь один раз, и один раз жену довольно сильно ночью покусали клопы в одном дешевом отеле в маленьком городке. Она ходила почти неделю с блямбами на руках и ногах. Комаров почти нигде не было…

ПОГОДНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Дорогие товарищи, которые советуют туристам при поездке в Африку не брать с собой теплых вещей. Зарубите себе на носу, — Марокко — это не совсем еще Африка. Это довольно прохладная страна. Мы были там в мае, и практически каждый день не вылезали из пуховых тонких курток с капюшоном, которые очень кстати были куплены накануне в «Спортмастере». Это была самая нужная вещь нашей поездки. На побережье Атлантики в Марокко дуют сильнейшие ветра, и вода в океане реально холодная, даже летом, — сказывается холодное течение у берегов. Местные — практически все ходят в специфической одежде с ромбовидными балахонами. Я себе купил такой кафтанчик красного цвета. Ярко и прикольно. В горных районах нас удивило, что местный народ одевает даже днем в жару очень теплые вещи, годные разве что для зимы. Вот это меня поразило больше всего. Видимо, ночью им бывает очень холодно, а днем они отогреваются. Водитель нашего автобуса ехал всю дорогу по пустыне закутанный в свитера и кожаную куртку…
Купаться в Марокко нормальные люди не ездят. Туда надо ездить для того, чтобы посмотреть на местную экзотику и объехать многочисленные достопримечательности.
В отелях почти везде — холодно ночью. Иногда спали в одежде. Полы у мусульман — мраморные, ковров почти нет. Им, видимо, так больше нравится. Только — в дорогих отелях можно увидеть ковры и кондиционеры с подогревом. Постиранное белье, особенно на побережье Атлантики, сохнет крайне плохо, поэтому за всю поездку стирали реально всего пару раз. Несколько раз промокли почти насквозь под дождем — в горах, в Шефшауэне. Приходилось покупать новые носки. Это было лучше, чем сушить мокрые. Дождевики, которые я отложил перед поездкой, могли стать второй самой необходимой вещью…

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Как фотограф, я отснял в Марокко около 15 тысяч кадров, — но это, конечно, сырой материал. Если будет в итоге 3–5 тысяч хороших обработанных фотографий, — это уже неплохо. Могу сказать, что фотографу, который любит снимать жизнь простых людей в разных странах, в этой стране приходится не сладко. Я не люблю снимать людей со спины, но в Марокко приходилось, чтобы хоть как-то оживить картинки городов, и особенно медин. Так называется старая часть любого города с запутанными лабиринтами улочек, окруженная со всех сторон высокой стеной с башнями и несколькими воротами — входами. Короче — это вариант города-крепости, где всегда могли укрыться местные жители…
Коран запрещает мусульманам изображать людей, поэтому направленная на человека камера вызывает у них реакцию, как будто на тебя направили автомат Калашникова. Начинается жуткая истерика у женщин или агрессия у мужчин. Пару раз я натыкался на скандалы, но моя способность снимать исподтишка и очень быстро — очень пригодилась. Я снимал людей еще раньше, чем они успевали об этом подумать. Многие люди одеты в колоритные одежды и головные уборы. Но хочу сказать, что индийцы одеваются ярче. У мусульман все довольно сдержанно и скромно. Многие женщины, особенно в маленьких городах и селах — почти полностью закрывают лицо. Особенно сложно было смотреть на это в жару в автобусах…
Розетки во всех отелях практически совпадают по конфигурации с нашими — 220 вольт. Единственно, что я начал замечать в процессе путешествия, что аккумуляторы часто разряжались очень быстро. Значит, все-таки есть отклонения от нормы…
Люди с большими фотокамерами появляются на улицах довольно редко, поэтому сразу вызывают пристальный интерес со стороны местного населения. Особенно на меня пялились в Танжере и Тетуане. Удивительно, ведь эти города расположены близко к Европе. И наоборот, где-нибудь в маленьких Варзазате или Шефшауэне на камеру практически никто не обращал внимания. Сфотаться за деньги, как в Индии, желающих было очень мало, — Коран не велит. Но определенная категория зарабатывающих себе на жизнь позированием перед фотографами все-таки в Марокко есть. Это обычно: музыканты, заклинатели змей, или какие-нибудь ряженые в костюмы. Я их всех обходил стороной, так как такса у них слишком завышена, и они требуют оплаты в долларах или евро. Это — слишком крутая цена за их наглые рожи. В Индии обходились 5–10 рупиями…

ПОСТСКРИПТУМ

Если какие-то нюансы я не отметил в этом импровизированном эссе, вы можете задавать вопросы, — по возможности внесу коррективы в описание. В любом случае, могу сказать, что страна яркая, колоритная и туда стоит ехать. Египет рядом с ней — отдыхает. Я доволен, что посетил ее и приобрел новый опыт вольных путешествий. Единственно, что отличало нас от автостопщиков, мы за все платили, так как имели деньги. Но платили — дешево, — это мой принцип. А свобода передвижения — это главный плюс подобных путешествий. Единственно, что меня всегда поражало и поражает, почему многие любят бронировать отели и покупать билеты заранее для всех городов по пути следования. На мой взгляд, это крайне неудобно и сковывает путешественника. Всегда лучше подобные вопросы оперативно решать на месте, — отелей там — миллион — на любой вкус. К тому же я никогда заранее не знаю, в каком месте, мне захочется остаться подольше…

Фотоальбомы к записи

8546 – карма
Позиция в рейтинге – 49
Комментарии